Мученичество святого Апостола Андрея
Мученичество святого Апостола Андрея. Послание Пресвитеров и Диаконов Ахаии.
1. Все мы Пресвитеры и Диаконы Ахайских церквей пишем, что глаза наши видели, всем церквам, основанным во имя Христово на Востоке и Западе, Севере и Полудни. Мир вам и всем верующим во единаго Бога, совершеннаго в Троице, истиннаго Отца Родителя, истиннаго Сына Единороднаго, истиннаго Духа Святаго, исходящаго от Отца, и в Сыне пребывающаго, дабы познано было, что един Дух Святый во Отце и Сыне, и что таков есть Единородный Сын, каков и родивший Его. Сей вере научились мы от Святаго Андрея, Апостола Господа нашего Иисуса Христа, котораго мученичество, быв очевидцами онаго, и предаем памяти верно.2. Консул Егей, вступив в город Патры, начал ловить верующих во Христа, и принуждать их приносить жертвы идолам. Святый Андрей сказал ему: тебе, судие человеков, должно бы познать небеснаго Судию твоего, и познав покланяться Ему, а покланяясь истинному Богу, отвергнуть богов неистинных. Егей спросил: ты не Андрей ли, ниспровергающий храмы богов, и лестию приводящий людей к той вредной ереси, которую правители Римские недавно истребить повелели? Святый Андрей отвечал: правители Римские еще не познали истины, и того, чему учил пришедший для нашего спасения Сын Божий, т. е. что сии идолы не только не боги, но демоны пагубные, враги рода человеческаго: они тому только учат людей, чем Бог оскорбляется, дабы раздражаемый ими Бог отвратился от них и не слушал их; дабы тогда, как Бог отвратится от них и не будет слушать их, они оставались пленниками диавола, а он чтобы дотоле мог издеваться над ними, пока они не изыдут из тела — осужденные и на сие, не имея с собою ничего кроме грехов.
3. Егей сказал: это надменныя и пустыя слова! Христа вашего, когда он так проповедывал, иудеи пригвоздили ко кресту. — Святый Андрей отвечал: если бы ты полюбопытствовал узнать таинство креста, каким образом Творец рода человеческаго, по горячей любви своей, для примирения нашего, не по принуждению, но добровольно принял крест сей; то ты уверовал бы в Него. — Егей сказал: если Он предан учеником своим, схвачен иудеями и представлен к Игемону, и по прошению иудеев повелением Игемона распят воинами: то как же ты говоришь, что Он добровольно претерпел крест? — Андрей: потому говорю: добровольно, что я с Ним был, и что еще прежде того, как был предан учеником своим и распят, Он предсказал нам: после трех дней воскресну. Почему и брату моему Петру, который сказал: Милосерд Ты Господи, не имать быти Тебе сие, Он с негодованием отвечал: Иди за Мною, сатано, яко не мыслиши, яже суть Божия, но человеческая. Но как Он мог бы так решительно уверять нас, если бы пострадал против воли своей? Тогда бы Он не сказал нам: Власть имам положити душу Мою, и власть имам паки прияти ю. Наконец, когда Он вечерял с нами, сказал: Един от вас предаст Меня, и сими словами заставил всех сокрушаться, и сказал опять: Ему же Аз омочив хлеб подам, той есть предаяй Мя. И поелику Он говорил о будущем, как о прошедшем; то и показал тем, что Он произвольно подвергся предательству. Ибо Он не бегал от предателя, но остался на том месте, куда, как Ему известно было, придет он.
4. Егей сказал: дивлюсь, что сей столько прозорливый муж, о котором ты говоришь; волею или неволею, в каком бы то ни было смысле, по крайней мере, был, по твоему признанию, пригвожден ко кресту. — Андрей отвечал: это есть, как я и прежде сказал, великое таинство креста, которое, если пожелаешь выслушать меня, я покажу тебе. — Егей: сего нельзя назвать таинством, но казнию. — Святый Андрей: сию казнь, заключающую в себе таинство и обновление человечества, лучше уразумеешь, если со вниманием выслушаешь меня. — Егей: я буду слушать внимательно; но если и ты в свою очередь не послушаешь меня, то сие самое таинство креста ты испытаешь на самом себе. — Святый Андрей: если бы я страшился креста, то не возвещал бы славы креста. — Егей: непонятная речь твоя возвещает тебе мучение креста: поелику лукавство твое заставляет тебя не бояться мучения смерти. — Андрей: не лукавство, но вера заставляет меня не бояться мучения смерти. Ибо смерть праведных честна, а люта смерть грешных. Потому я и хочу показать тебе таинство креста, дабы ты, получив лучшее наставление и уверовав, принял оное, каким бы то ни было образом, ко спасению души твоей. — Егей: не ужели душа моя погибла, что я должен искать спасения ея в какой-то вере, о которой ты говоришь?
5. Андрей сказал: о семъ-то я и желал душевно говорить тебе, дабы, научив наперед, что души всех людей утратили первобытную праведность свою, показать после, что таинство креста возстанавливает оную. Ибо первый человек древом преслушания отверз врата смерти; и так необходимо было, чтобы древо страдания изгнало вошедшую смерть. Также, поелику первый человек сотворен из чистой земли, то нужно было, чтобы из чистой Девы родился совершенный человек, дабы Сын Божий, сотворивший прежде человека, возвратил жизнь вечную, которую люди потеряли в Адаме. Потом, дабы древо креста искоренило древо пожелания, распростирает на кресте нескверныя руки свои — за те руки, кои добровольно простерты были на преступление; вместо приятнейшей снеди, вкусил желчь, и приняв на себя смертность нашу, даровал нам свое безсмертие.
6. Егей сказал: такия слова ты можешь говорить тем, которые будут верить тебе. Что же касается до меня, то если ты не послушаешься, и не принесешь всемогущим богам жертвы, — я прикажу высечь тебя, и пригвоздить на том самом кресте, который ты выхваляешь. — Святый Андрей отвечал: Всемогущему Богу я каждый день приношу жертву живую: не курение ѳѵмиама, не плоть тельцов ревущих, не кровь козлиную; но каждодневно на жертвеннике креста приношу Богу непорочнаго Агнца, котораго тело верующий народ хотя и вкушает, и пиет кровь Его, но закланный Агнец пребывает невредим и жив. — Егей: как может то быть? — Святый Андрей: если хочешь знать, как может то быть, то сделайся моим учеником, дабы узнать желаемое. — Егей: я мучениями выпытаю от тебя сие. — Святый Андрей: удивляюсь, как ты, человек благоразумный, впал в такую неразсудительность, что думаешь, будто муками можешь у меня выхватить знание Божественнаго жертвоприношения. Ты слышал тайну жертвы: если уверуешь, что Христос, Сын Божий, распятый иудеями, есть истинный Бог; то изъясню тебе, каким образом живет Агнец, который, быв заклан, и дав себя в снедь, пребывает после того невредим и непорочен во царствии своем. — Егей: но каким образом Агнец пребывает во царствии, когда Он закалается, и всему народу, как ты говоришь, служит в снедь? — Святый Андрей: если уверуешь от всего сердца, можешь уразуметь: а если не уверуешь, то никогда не можешь узнать совершенно истину.
7. После сего Егей разсердился и приказал стеречь его под стражею. Когда же посадили его под стражу одного, то народ стекся к нему из всей той страны, как будто бы он хотел умертвить Егея, а Апостола Андрея вывести из заключения. Святый Андрей так увещавал народ: не перемените мир Господа нашего Иисуса Христа в диавольское возмущение. Поелику Сам Господь, когда был предан, показал все терпение, не воспрекословил, не возопил, и никто не слышал на распутиях гласа Его. И так храните молчание, тишину и спокойствие, и не останавливайте мученичества моего. А лучше приготовьте и себя в поборники Господу, дабы с неустрашимостию души победить угрозы, и преодолеть мучения в крепости тела. Ибо если ужасен страх, то тот страх, который не имеет конца. А страх человеческий подобен дыму, который, вдруг появившись, мгновенно разсевается. И если страшны скорби, то те скорби, которыя начавшись никогда не оканчиваются. Настоящия скорби легки и удобоносимы; а если и тяжки, то скоро и освобождают душу. Но скорби будущия вечны, где всегдашний плачь, скрежетание, вопль и нескончаемое мучение, и куда перейти Егей Консул не страшится. И так будьте лучше готовы к тому, чтобы временными страданиями приобрести вечное наслаждение, где непрестанно будете радоваться, непрестанно процветать славою, и всегда царствовать со Христом.
8. Святый Андрей чрез целую ночь так увещавал народ. Когда же наступило утро, Егей приказал привести пред себя Святаго Андрея, и, сев на месте судилища, сказал: думаю, что ночныя размышления разогнали невежество ума твоего, и ты перестал хвалить Христа своего, дабы мог разделять с нами радости жизни. Ибо, конечно, безразсудно бы было, если бы ты сам захотел идти на страдание креста, и самаго себя осудил на жестокий огнь и пламень. — Святый Андрей отвечал: буду радоваться с тобою, если ты, уверовав во Христа, оставишь поклонение идолам. Поелику Сам Христос послал меня в сию страну, где я не малое число людей приобрел для Господа. — Егей: для того-то я и побуждаю тебя принести жертву, чтобы сии, прельщенные тобою люди оставили суету твоего учения, и почтили жертвою богов (ибо не осталось в Ахаии ни одного города, где бы религия богов не была презираема и истребляема), дабы и боги, разгневавшиеся на тебя, умилостивились к тебе, да и мы сохранили бы к тебе дружбу нашу. А если не так, то в отмщение различнымь подвержен будешь мукам, и наконец кончишь жизнь свою, вися на том кресте, который ты славишь. Святый Андрей: послушай, сын лукаваго, солома, приготовленная в жертву вечному огню, послушай меня, раба Христова. Доколе с кротостию буду говорить с тобою о вере, чтобы ты, сделавшись совершенным последователем истины, отвергнул суетных идолов, и поклонился Богу истинному? — Но поелику ты остаешься в нечистоте своей, и думаешь меня устрашить угрозами своими, то изобретай, что тебе угодно, для мучения: ибо я тем приятнее соделаюсь Царю моему, чем более пребуду твердым исповедником посреди мук за имя Его.
9. Тогда Егей приказал растянуть его, и сечь лозами. Когда исполнители наказания, дав ему семь четвериц ударов, перестали, и он встал и приведен был пред Егея; то Егей сказал ему: послушай меня, Андрей, и удержись от пролития крови своей; иначе заставлю умереть тебя на кресте. Святый Андрей отвечал: я воин, служащий под знаменем креста Христова, и должен более желать, нежели бояться победнаго знамени креста. Но ты подвергнешься заслуженному тобою вечному наказанию, если, и искусив мое терпение; не уверуешь во Христа. Ибо я твоей погибели страшусь. Мое страдание продолжится один день, а много что два; но твое мучение и чрез тысячи лет не окончится. Почему не умножай более несчастия своего, и не возжигай для себя вечнаго огня. — Тогда Егей воспылал гневом, и велел распять его на кресте, такое дав приказание распинателям, чтобы он, имея связанныя руки и ноги, распростерт был как на дыбе, дабы, угнетаемый болезнию, не вдруг скончался, но лучше медленным удручался мучением. Когда служители повели его на казнь, собравшийся народ кричал: что сделал праведный человек и друг Божий, что его ведут на крест? — Святый Андрей увещавал народ, и говорил, чтобы ему не мешали. С радостию и восхищением он продолжал шествие свое, и не переставал учить.
10. Когда он пришел к тому месту, где приготовлен был крест, то, увидев его издали, громко воззвал: радуйся, кресте, плотию Христа освященный, и членами Его, как маргаритами, украшенный! Прежде нежели возшел на тебя Господь мой, ты страшен был для земных; но теперь, когда ты вместил в себя Любовь небесную; то, быть распростертым на тебе, есть дар. Знают верные, сколько сокрыто в тебе щедрот, сколько уготовано наград. Безбоязненно и весело я иду к тебе; но и ты с веселием и радостию прими меня, ученика Распявшагося на тебе. Я всегда любил шебя, и горел желанием обнять тебя. О, блаженный кресте, приявший великолепие и красоту от членов Господа, многократно желанный, и неусыпно искомый, возми меня от среды человеков, и вручи Учителю моему. Пусть от тебя получит меня Тот, кто чрез тебя искупил меня. — Сказав сие, он скинул с себя одежду свою, и отдал ее исполнителям казни. Они взяли его, подняли на крест, и повесили, как им было приказано, растянув все тело его веревками. На сие зрелище стеклось до двадцати тысячь народа, между коим был и брат Егея, по имени Стратокл, и он вопил вместе с народом: неправедна казнь! — А Святый, утишая волнение верных, учил переносить временныя искушения, говоря, что сии страдания ничего не значат в сравнении с вечным воздаянием.
11. Между тем весь народ с криком пошел к дому Егея, и все говорили: Святый Андрей, трезвый добродетельный муж, добрый учитель, не должен так страдать, но должен быть снят с креста, поелику, второй уже день проповедуя на нем истину, еще остается жив. Тогда Егей, убоявшись народа, обещал снять его с креста, и тогда же сам пошел к нему. Увидев его, Святый сказал: за чем ты пришел к нам, Егей? Если раскаявшись хочешь уверовать во Христа, то, как я и обещал, отверзется тебе дверь милосердия. Если же для того только пришел, чтобы освободить меня, то знай, что доколе остается дыхание в сем теле, не хочу сойти с креста сего. Ибо зрю Царя моего, покланяюсь Ему, и уже предстою пред Ним. — Но о твоем несчастии скорблю, поелику вечная погибель ждет тебя. И так спасайся, пока можешь, дабы не искать спасения тогда, когда будет невозможно. — Служители же, сколько ни ходили около креста, не могли и прикоснуться к Святому. Он преставился при восхождении солнца, отходя к Господу нашему Иисусу Христу, которому слава во веки, Аминь.
А Егей пред глазами всех объят был нечистым духом, который, изломав его, повергнул мертвым. Брат же его Стратокл, взяв тело Святаго Андрея, предал его погребению.
После того такой страх напал на всех, что не было ни одного, кто бы не веровал в Господа, который всем человекам хочет спастися, и в разум истины приити.
Память кончины Святаго совершается в 30 день месяца Ноемврия, в царство Господа нашего Иисуса Христа, которому слава во веки, Аминь.
Источник: Мученичество святаго Апостола Андрея. – Послание Пресвитеров и Диаконов Ахаии. // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии». — СПб.: В Типографии Медицинскаго Департамента Минист. Внутр. Дел, 1824. — Часть XVI. — С. 264-278.
Δεν υπάρχουν σχόλια:
Δημοσίευση σχολίου